Эта статья является итогом семинара мастера Янга в Риге. Ещё до его приезда решила, что лучше всего будет после каждой тренировки коротко набросать события дня, а потом уже вывести из написанного единое целое. В результате мои краткие заметки заняли 8 с половиной листов. Так что представлю здесь самую суть этого своеобразного дневника. Итак.
День 1. Перво приближение
Это был понедельник, 4-е марта 2002 года. Зная, что буду писать статью, твёрдо вознамерилась поймать первое впечатление, которое произведёт на меня мастер Янг. (До этого семинара я его видела только на фотографиях, хотя он уже бывал в Риге). Мастер задерживался в пути, и мы решили начать обычную тренировку. Он появился минут через 40 и заглянул в зал поздороваться с нами. Я с трудом вспомнила, что нужно ловить первое впечатление – после нескольких не самых удачных бросков и падений мысли перестали задерживаться в голове. Первым во внешности мастера бросилось в глаза то, что он не был похож на свои фотографии. Затем -—цвет кожи. В наших широтах люди после зимы имеют преимущественно бледно-зелёный оттенок, так что смуглое лицо Янга обращало на себя внимание.
В этот день он не стал проводить тренировку — время было позднее. Пока мы вкратце обсуждали между собой, с позволения сказать, программу на завтра, мастер смотрел как-то поверх наших голов и, по-видимому, не вслушивался в нашу речь. (Как позже выяснилось, это вообще было его характерной чертой — отключаться, пока разговор идёт по-русски, и рассмстривать посторонние предметы). Договорившись, мы умолкли и этим привлекли внимание Янга. Он улыбнулся и попрощался на прекрасном английском. Последнее удивило, так как , глядя на внешность мастера, можно было начисто забыть о том, что он живет в США. На этом мы и расстались.
День 2. Второе приближение.
По логике вещей это был вторник, 5-е число. В моих заметках он занимает 2 листа.
Мастер появился минут за 10 до начала тренировки. Если вы когда-нибудь видели, как здороваются англоговорящие, то сразу можете представить, что Янг сказал нам.
В зале мастер размялся сам, затем построил нас и внёс коррективы в ритуал приветствия. Осведомился, понимаем ли мы английский, знаем ли о цели его визита. Чувствовалось напряжение.
Начали мы без разминки. Работали в парах и за тренировку мастер показал нам 8 техник. Его подход был следующим. Он демонстрировал одну технику, обращая внимание на всё — на положение корпуса, ног, рук. Затем давал время на отработку. Потом показывал либо новую технику, либо другое применение только что продемонстрированной. Пока мы работали, мастер ходил между парами, пояснял, комментировал, особое внимание уделяя белым поясам. Надо отметить, что в демонстрации техники и для разъяснений Янг использовал чрезвычайно много мимики, жестов и звукоподражания. Такая манера, конечно, вообще характкрна для иностранцев, но актёрский талант мастера достоин восхищения. С одной стороны, это очень эффективное демонстрационное средство — сразу все становится понятным. А с другой — это снимает напряжение и сближает. Та натянутость, которая почувствовалась в начале тренировки, вскоре пропала. Правда, иногда звукоподражание мастера раздавалось за спиной настолько неожиданно, что мы буквально подпрыгивали от испуга.
Были две вещи, о которых Янг нам напоминал постоянно во время семинара. Во-первых , быть осторожными и беречь партнёра. А во-вторых — работать не за счёт силы и мускулов, а за счёт правильной техники и энергии. Эти слова он повторял не только сегодня.
Вообще, если бы не белый добок, фигуру Янга можно было запросто потерять из виду. Это пишут о половине мастеров, но Янг действительно казался хрупким. Невысокого роста, с тонкими запястьями ; кожа на его руках была , что называется, пергаментной. Он хвалил нас за крепкий захват, правда, потом без особбого труда укладывал на пол.
Иногда мастер действительно исчезал из виду — садился где-нибудь в углу отдохнуть. Потом вставал, снова ходил по залу. Перевода своих слов он не слушал, но несколько раз удивлялся : действительно ли он сказал так же много, как переводчик.
Продемонстрировав 4 техники, мастер дал нам 5-минутный перерыв. Это тоже входило в его обычную практику. Как и бережное обращение с учениками.
Тренировка завершилась медитацией. Янг предложил нам во время неё вспомнить все пройденные техники. С такой медитеацией я столкнулась второй раз. Первый раз нам её предложил мастер Рами во время своего семинара в июне 2001 года.
Янг обращал внимание на многие детали, в том числе на то, как мы встаём после медитации.
В повседневной одежде мастер уже не казался таким хрупким. От чая после тренировки он отказался. Был сдержан, но поощерял вопросы. Следует отметить, что как сегодня, так и в последующие дни после тренировок у меня напрочь пропадала сонливость.
День 3.
Глас народа: «Техники, которые дал Янг, очень эффективны. Всё просто. Больно, но классно». Без комментариев.
Утром мастер провёл тренировку для старших поясов, а мы с ним встретились вечером. Разминку он предложил провести кому-нибудь из учеников. схема тренировки была примерно такой же , как и вчера : техника, отработка, перерыв на 5 минут. Но начали мы с повторения под руководством старших поясов. При этом мастер проверил не только наше исполнение техники, но и умение старших учеников замечать ошибки.
Сегодняшний день был важен напоминаниями мастера о сути хапкидо. Оно учит не блокировать удар, а делать уходы, использовать движение атакующего против него . Так как чаще всего направление удара сложно предугадать, хапкидо практикует медитацию. Она расширяет возможности человека. (Всё это со слов Янга). Мастер пояснил икак строится обучение в хапкидо — осваивается база, а на неё «настраиваются» вариации. Все слова, как всегда, сопровождались убедительными жестами.
Среда ознаменовалась ещё одним событием. Янг продемонстрировал на ученике удар в болевую точку большим пальцем ноги. В результате ученик получил внушительный отёк. Мастер наглядно пояснил почему. Он босиком (!) ударил большим пальцем ноги в стену. Раздался угрожающий треск ломающегося дерева обшивки.
Мы расстались с Янгом до субботы. В целом он оказался «нестрашным», но держал дистанцию.
День 4. Медитация.
На мой взгляд, за весь семинар это был самый важный день. Даже не столько из-за техник медитации, сколько из-за слов мастера.
Суббота, 9-е марта , но день 4 не для всех. У старших поясов прошла тренировка в четверг. По слухам, мастер продемонстрировал технику на 4 дан. Более широкое представление я получила об этом в воскресение.
Сегодня же, когда мы пришли на тренировку, мастер впервые (на моих глазах) не отказался от чая.
Хотя мы и собирались заняться медитацией, всё равно начали с разминки. Затем мы подошли непосредственно к нашей цели. Саму медитацию Янг предварил довольно продолжительной речью, но она — то и была чуть ли не самым важным (это моё субъективное мнение). Мастер сказал нам то, что мы все знаем, но постоянно забываем в ежедневной суете. (Далее со слов Янга). Научить медитации трудно, потому что её не покажешь, как приём, наглядно. Она является лишь малой частью духовного развития человека. На последнее влияет всё : наши поступки, слова, мысли, взаимоотношения с людьми, диета. Рациону мастер придал особое значение. По его мнению, от кофе и алкоголя следует отказаться. (Как всякий иностранец, он связал русских с традицией пить водку). Впрочем, он тут же добавил, что не хочет никому ничего навязывать. Его задача вовсе не вынуждать учеников чувствовать себя виноватыми. К диете мастер возвращался неоднократно в течение дня.
Сегодня речь Янга несколько отличалась от предыдущих дней. С одной стороны, он говорил так же артистично, но с другой — часто задумывался над словами. Бесспорно, оригинальным было его представление энергии. С криком : «Вот энергия, вот и вот ещё энергия, я её собираю,» – Янг схватил лежавший в зале бандаж. И пояснил : «Мы стараемся собрать как можно больше энергии. Но неправильно питаясь, неправильно поступая, мы её теряем,» – с этими словами он бросил часть бандажа на пол.
Затем Янг напомнил нам значение слова «хапкидо», поясняя значение каждого иероглифа. «Хап» — это объединение, «ки» — внутренняя энергия, «до» — путь. И ( мы все об этом, конечно, слышали) инструктор может нам только указать путь, а следовать ли ему — наше дело. Тут мастер бросил бандаж и изобразил. как человек бежит к «энергии», но внезапно сворачивает, влекомый другими интересами.
Собственно техники медитации были разные — и базовая концентрация, и дыхательная медитация. Пока мы медитировали, мастер корректировал наше положение, затем отошёл куда-то за наши спины.
Последний час сегодняшней тренировки мы посвятили ударам ногами. Тут мастер указал на необходимость концентрации и точного попадания в лапу.
После тренировки мастер снова много говорил о жизни. Порекомендовал быть более открытыми с людьми. Совершенно неожиданными оказались его слова о том, что женщинам труднее в жизни — они должны совмещать в себе мягкость и умение защищаться.Как-то не приходило в голову, что человек, посвятивший боевым искусствам 38 лет своей жизни из 42, может произнести такую речь.
Чтобы подвести итог этому дню , добавлю — философские слова Янга подействовали на всех. Мы вышли, пожалуй, несколько добрее, чем вошли. Показалось, что мастер сегодня очень сократил дистанцию между нами.
День 5. Последний.
По просьбам трудящихся медитацию и технили сегодня поменяли местами. Сначала мастер показал нам часть техник 4 дана ( сейчас я и получила представление о том, что происходило в четверг). Затем мы вернулись к медитации. Янг действительно оказался Человеком-Без-Лёгких. Максимальная нагрузка, которую он нам предложил — это вдох 20 секуд, задержка дыхания 20 секунд и выдох 20 секунд. Про себя же рассказал, что проделывает такое, но продолжительностью 50 секунд. После этих слов раздался чей-то скорбный стон.
Янг снова многое рассказывал, иллюстрируя необходимость ежедневной медитации. Расстались мы, почувствовав, что дистанция между нами максимально сократилась.
Вывод.
Фактически посторонний человек сумел оставить по себе исключительно положительные воспоминания. Кроме того, напомнил, что не стоит быть эгоистами – нужно смотреть на вещи шире. Приезд Янга стал для нас своеобразной встряской, позволил хотя бы на время освободиться от ежедневной суеты и взглянуть на происходящее иначе.
Автор: Вероника Федотова
Рига , 2002 год.